Пятница, 24.11.2017, 05:05
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

сайт учителя начальных классов

                 Наталии Викторовны Налапкиной

Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Друзья сайта
  • СОШ №6 г. Югорска
  • УО администрации г. Югорска
  • ДЮЦ "Прометей"
  • ЦБС г.Югорска
  • Музей-заповедник "Малая Сосьва"
  • Библиотека 
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Технология позиционного чтения

    Модель позиционного обучения как средство формирования метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе

    В практике работы каждого учителя значительное место занимают тексты  разных видов. Несомненную трудность представляет придание  работе с текстом личностно-ориентированного, субъектного характера. Одним из возможных решений этой проблемы является «активное чтение», чтение под определенным углом зрения, «позиционное чтение» - термины, раскрывающие суть технологии позиционного обучения.

    Идея позиционного подхода основана на принципе субъективности в обучении, когда каждый учащийся является субъектом образовательного процесса. Один из основателей позиционной модели обучения, доктор психологических наук, профессор Николай Евгеньевич Веракса с коллегами в 1990-х годах начинает использовать позиционную модель обучения  для работы с текстами в вузах. Эта  технология была создана для работы со студентами, следовательно, для применения ее учителем начальной школы необходима некоторая корректировка.

    Данная технология обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, коррекции результатов, оценки – основных регулятивных универсальных учебных действий. Она эффективна по результатам и оптимальна по затратам, а также гарантирует достижение стандарта обучения.

      Как известно, существуют разные способы мышления. Познавательная  деятельность расположена  как бы в трёх слоях. Первый  - нормативный,   связанный с усвоением норм и правил соответствующей деятельности, с получением  информации. Второй - диалектический, связанный  с ответом на вопрос, как преобразовать информацию. Третий – символический,  связанный  со способностями к выражению своего отношения к миру.  

    В технологии позиционного обучения можно выделить следующие группы задач:

    - познавательные -  осознание содержания текста;

    - коммуникативные - формирование умений работы в данной группе, выстраивать взаимодействие за ее пределами с другими позициями;

    - социальные – формирование гражданских качеств, необходимых для адекватной социализации индивида в сообществе. 

    Уроки, построенные в модели позиционного обучения, формируют:

    -обобщенных знаний, умений, навыков и способов мышления;

    - умения работать в группе;

    - умения графически оформить текстовый материал;

    - умения творчески интерпретировать имеющуюся информацию;

    - умения ранжировать информацию по степени новизны и значимости.

    Помимо прочего, появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин; используется положительное стимулирование обучающихся; формируются направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.

    Работа в группе предполагает осуществление двух функций, необходимых для успешной деятельности: решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих); оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

    Педагогическая технология позиционного обучения, как говорилось ранее, может быть названа «активным чтением» и состоит из следующих этапов:

    - подготовительный - подготовка педагогом материала, разработка заданий для групп учащихся,  подготовка к управлению групповой дискуссией;

    - организационный - деление учащихся на группы, распределение позиционных ролей;

    - позиционное чтение - группа изучает текст с точки зрения своей позиционной роли и разрабатывает содержание и способы  демонстрации своей позиции;

    - презентация группой  и «защита» своей позиции, ответы на вопросы одноклассников и педагога.

    На каждом из этапов работа ведется с точки зрения одной из позиций. Следует отметить, что в высшей школе таких позиций достаточно много, список их варьируется в зависимости от материала, степени подготовленности аудитории, задач, стоящих перед педагогом и т.д. Позиции могут быть такими: «понятие», «схема», «тезис», «критик», «апологет», «символ», «театр», «рефлексия», «поэты», «эксперт», «вопрос», «практика», «ассоциация», «позитив», «негатив», «экспериментатор», «семья», «оппозиция», «реалист», «пессимист», «оптимист», «защитник» и т.п.  Опыт нашей работы показывает, что в начальной школе оптимальным является список из 4-6 позиций, в зависимости от целей и содержания урока. Рассмотрим подробнее наиболее актуальные для построения урока в соответствии с моделью позиционного обучения.

    «Понятие» - указать, выписать базовые понятия, входящие в тему, и дать им определения.

    «Схема» - представить схему, показывающую  смысловые связи между единицами изучаемого материала, и сделать к ним пояснения.

    «Тезис» - изложить содержание изучаемой темы в виде тезисов.

    «Вопрос» - сформулировать вопросы по содержанию учебного материала.

    «Рефлексия» - определить трудности, которые могут возникнуть у ученика при использовании материала. 

    «Практик» - использовать краеведческий материал в изучении данной темы.

    «Эксперт» - сформулировать позитивные и негативные моменты в деятельности каждой группы.  

    «Ассоциация» - назвать  ассоциации, которые вызывает текст (зрительные образы и т.д.).

    «Символ» - выразить идею текста с помощью визуального образа, представить символ текста.

    «Поэзия» -  донести содержание текста в стихотворной форме

    «Театр» - донести содержание средствами театра(миниатюра, сценка).

    Две последние позиции позволяют творчески интерпретировать текст или свою работу над ним.

    К ожидаемым результатами позиционного обучения относится: овладение учениками   навыками эффективной работы с текстом, формирование навыков рефлексии, развитие творческих способностей, совершенствование навыков коммуникации, что позволяет сделать процесс обучения принципиально иным.

    Уроки с использованием технологии позиционного обучения становятся запоминающимися, интересными и для учеников, и для учителя, поскольку ученики создают актуальную творческую разработку, а учитель организует эффективное усвоение учебного материала.

    Позиционное обучение является становящимся методом обучения, который только начинает осваиваться в начальной школе.

    Распространение опыта.

    1. Модель позиционного чтения на уроках окружающего мира в начальной школе «В поисках подземных кладовых». 4 класс

    2. Урок открытия новых знаний. Луг – царство цветов и насекомых. 3 класс

    3. Урок окружающего мира «Мудрый выбор. Принятие христианства на Руси». 4 класс.

    4. Урок русского языка. Личные местоимения. 3 класс