Суббота, 24.02.2018, 22:44
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Учителям [29]
Родителям [8]
Ученикам [21]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • СОШ №6 г. Югорска
  • УО администрации г. Югорска
  • ДЮЦ "Прометей"
  • ЦБС г.Югорска
  • Музей-заповедник "Малая Сосьва"
  • Библиотека 
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » Учителям

    Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе «В поисках подземных кладовых»
    29.09.2015, 03:18

    Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Перспектива»

    Тип урока: урок усвоения нового материала.

    Тема: «В поисках подземных кладовых».

    Цель: создание условий для формирования представлений о полезных ископаемых на примере нефти и природного газа.

    Задачи:

    1. Формировать умение извлекать информацию из текста с точки зрения определенной позиции;
    2.  Формировать знания о полезных ископаемых;
    3.  Совершенствовать умение работать с таблицей;
    4. Воспитывать  ценностное отношение к природным богатствам своей страны;
    5. Воспитывать  интерес  к профессии геолога;
    6. Развивать логические операции;
    7. Формировать умение оценивать свою деятельность в учебном процессе;
    8. Развивать критическое мышление.

    Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.

    Материально-техническое обеспечение:

    1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Часть 1. – М.: Просвещение, 2014.
    2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1. – М.: Просвещение, 2014.
    3. Презентация к уроку «Полезные ископаемые». Интерактивная доска, проектор, компьютер

    Планируемые результаты:

    Предметные результаты:

    • Знать условные обозначения полезных ископаемых на карте России;
    • Указывать месторождения основных полезных ископаемых на карте России;
    • Познакомиться с профессией геолога;
    • Познакомиться с полезными ископаемыми: нефтью и природным газом;
    • Познакомиться со способами добычи полезных ископаемых на примере нефти и природного газа.

    Метапредметные результаты:

    • Формулировать тему урока, выбирать задачи урока из предложенных;
    • Извлекать информацию из текста;
    • Сравнивать полезные ископаемые, используя информацию учебника;
    • Высказывать обоснованные суждения о необходимости бережного использования полезных ископаемых;
    • Формулировать вопросы к тексту;
    • Выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;
    • Оценивать свою деятельность на уроке, деятельность сверстников, результативность учебной деятельности;
    • Учитывать разные мнения  в рамках учебного диалога.

    Личностные результаты:

    • Понимать значение полезных ископаемых в хозяйственной жизни страны и значимость работы геологов;
    • Понимать важность и необходимость бережного отношения к полезным ископаемым нашей страны.

     

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Цель этапа

    1.Органи

    зационный

    - Здравствуйте,  я вижу, что вы готовы к работе на уроке. Предлагаю вам начать   с нашего девиза – настроя на урок.

    - Уверена, что вы, как всегда, будете работать слаженно, активно, у вас все получится!

    Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

    «За работу взялся класс – все получится у нас!»

    Цель: обеспечить комфортную психологическую обстановку для работы на уроке.

    2.Целепо

    лагание

    - Ребята, вспомните, пожалуйста, название железнодорожной станции в нашем городе.

    - Предположите,  почему она так  называется?

    - Заглянем в историю появления нашего города.

    - Кто скажет, как и почему среди непроходимых болот и леса вырос такой город?

     

     

     

    - «Геологическая» – название какой профессии «спряталось» в названии станции?

    - Верно, геологи наряду с лесозаготовителями были первопроходцами земли Югорской. Что это за профессия? Чем занимаются геологи?

     

     

     

    - Геолог – важная, трудная профессия. Геолог должен много знать, быть выносливым, помнить о бережном отношении к природе.

    - Как вы думаете, почему именно об этой профессии мы с вами говорим? Предположите тему сегодняшнего урока.

    - Да, мы будем говорить о полезных ископаемых, назовите ассоциации, которые возникают у вас в связи с этим термином –   ископаемые, что это? Полезные для кого?

     

    - Полезныеископаемыеэто богатство природы, которые человечество использует для удовлетворения своих потребностей.

    - Какие полезные ископаемые вы знаете?

    - Исходя из темы урока, определите цель своей деятельности.

    - Какие задачи поставите перед собой? Выберите из списка.

     

     

     

     

     

     

     

     

    - Работа предстоит трудная и интересная, согласны?

    К списку задач будем возвращаться, чтобы отмечать справились ли мы с ними и что делать дальше.

    - Станция  «Геологическая».

     

    Предположения детей.

    - Город возник как поселок лесозаготовителей, но в то же время были найдены залежи природного газа, стране был нужен газ – город стал расти.

    - Геолог.

    - Геолог - это специалист, занимающийся выявлением и оценкой месторождений полезных ископаемых, а также изучением других особенностей земных недр.

     

     

     

     

    - Тема урока – полезные ископаемые.

     

    Подбирают ассоциации, слова-синонимы.

    Ископаемые - под землей, древние.

    Полезные – нужные, богатства.

     

     

    Ответы детей.

    - Познакомиться с полезными ископаемыми.

    Выбирают задачи на предстоящий урок:

    - узнать, что такое полезные ископаемые;

    - выяснить, какие полезные ископаемые добывают в некоторых регионах страны;

    - познакомиться с полезными ископаемыми, которые добываются в нашем округе;

    - научиться высказываться о бережном отношении к природе.

    - научиться отмечать на карте места добычи полезных ископаемых.

    Цель: организовать и целенаправить познавательную деятельность обучающихся, подготовить к усвоению нового материала. Сформулировать тему урока, цель деятельности, выбирать средства для ее достижения.

    3.Усвое

    ние

     новых знаний

    - На протяжении ряда уроков мы с вами говорили о богатствах нашей страны. Россия богата культурой, историей, народами, традициями и т.д. Но также наша страна  щедро наделена подземными богатствами. По запасам полезных ископаемых наша страна занимает первое место в мире!

    - Сейчас вам предстоит, работая в паре, заполнить таблицу «Крупнейшие месторождения». Страницы 58-59 учебника – впишите в таблицу названия полезных ископаемых, нарисуйте условное обозначение,  если оно есть.

    Название  региона

    Полезное ископаемое

    Условное обозначение

    Европейская часть России

    Железная руда

     

    Урал

    Малахит, изумруды

     

    Западная Сибирь

    Нефть, природный газ

     

    Якутия

    Алмазы, золото

     

    - Сверьте свои результаты с таблицей на доске.

    - Оцените свою работу в паре.

    - Скажите, пожалуйста, с какой задачей урока вы справились, работая над таблицей?

     - Кто знает, какой регион из представленных в таблице имеет отношение непосредственно к нам с вами?

     

     

    -Какие полезные ископаемые добываются в нашем регионе? Что нашли геологи в наших краях?

    - Предлагаю вам поближе познакомиться именно с этими полезными ископаемыми, узнать о них как можно больше.  Согласны?

    - Продолжим нашу работу. Знакомство с нефтью и газом вы осуществите, изучив текст учебника на странице 60-61. Вам предстоит совместная работа, поэтому вспомним правила успешной работы в группе.

    - Итак, работа будет идти в четырех группах:

    Группа «Теоретик» - работа с терминами и понятиями, встретившимися в тексте;

    Группа «Практик» - подготовить рассказ о практическом использовании и транспортировке полезных ископаемых – нефти и газа;

    Группа «Вопрос» - формулировка вопросов к тексту для одноклассников;

    Группа «Эксперт» -  сформулировать  положительное и отрицательное в использовании человеком полезных ископаемых – нефти и газа.

    - Итак, ваша работа окончена, сейчас группы будут озвучивать свою позицию.

    - Спасибо за работу, сформулируйте вывод о полезных ископаемых – нефти и газе.

     

     

     

     

     

    - Скажите, с какой задачей вы справились на данном этапе урока?

     

     

     

    - Оцените свою работу в оценочном листе. Спасибо.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Работают в парах, заполняют второй и третий столбик, пользуясь материалом учебника.

     

     

     

     

    Сверяют с правильным вариантом.

    Оценивают себя в оценочном листе.

    - Выяснили, какие полезные ископаемые добывают в некоторых регионах страны;

    - Это регион – Западная Сибирь, т.к. мы живем вХанты-Мансийском автономном округе, который расположен в самом центре Западной Сибири.

    - Нефть и газ.

     

     

     

     

     

     

    Называют основные правила работы в группе.

     

     

     

    Работают в группах.

     

     

     

     

     

     

     

    Защищают свои позиции.

     

    - Нефть и газ – действительно очень полезные ископаемые для человека, но каждый должен помнить о бережном отношении к природным богатствам своей страны.

    - Познакомились с полезными ископаемыми, которые добываются в нашем регионе и научились высказываться о бережном отношении к природе.

    Оценивают себя в оценочном листе.

    Цель: организация процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации учебного материала.

    4. Закреп

    ление новых знаний

    - Продолжим работу,  полученные знания нужно закрепить, научиться применять их. Сейчас на контурной карте России отметьте месторождения полезных ископаемых – нефти и газа. Работаем самостоятельно, один отмечает месторождения нефти, другой – газа.

    - Проверьте работу друг у друга.

    - Оцените свою работу с контурной картой.

    Работают с контурными картами.

     

     

     

     

    Осуществляют взаимопроверку.

    Оценивают себя в оценочном листе.

    Цель: закрепление знаний и УУД, необходимых

     для самостоятельной работы по новому материалу.

    5. Инфор

    мирование о домашнем задании

    - Закрепление материала урока продолжите дома: заполните таблицу «Сравнение нефти и природного газа» в рабочей тетради. Это расширит ваши знания о полезных ископаемых. Для качественного выполнения этого задания необходимо еще раз внимательно перечитать текст учебника, вспомнить все, о чем говорили на уроке. Задание по выбору: подготовить сообщение о профессии геолога или о том, как добываются полезные ископаемые в нашем регионе.

     

    Цель: сообщение о домашнем задании, разъяснение методики его выполнения, мотивация   качественного выполнения.

    6. Рефлек

    сия

    - Итак, наш урок подошел к концу. Вы хорошо потрудились, приобрели новые нужные знания. Посчитайте количество баллов в оценочном листе – как вы работали сегодня, все ли удалось – со всеми поставленными задачами урока справились или нет?

    - Я прошу оценить урок в целом: каким он был для вас: «интересный», «полезный», «трудный», «скучный». Спасибо вам за урок, ребята!

     

     

    Подводят итоги в оценочном листе.

     

    «Голосуют» за урок: приклеивают листочек к той надписи, которая соответствует их оценке урока.

    Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

    Приложение 1. (Серым цветом шрифта выделен материал, который пишут учащиеся в процессе работы над текстом)

       Основные  месторождения полезных ископаемых России

    Название  региона

    Полезное ископаемое

    Условное обозначение

    Европейская часть России

    Железная руда

     

    Урал

    Малахит, изумруды

     

    Западная Сибирь

    Нефть, природный газ

     

    Якутия

    Алмазы, золото

     

    Приложение 2. (Серым цветом шрифта выделен материал, который пишут учащиеся в процессе работы над текстом)

    Группа «Теоретик»Задание: выписать из текста основные понятия, дать определение.

    Нефть

    ценное полезное ископаемое, густая маслянистая жидкость темного цвета, с резким запахом, горючая. Образовалась из останков растений и животных, которые жили много миллионов лет  назад.

    Природный газ

    полезное ископаемое, бесцветный, легкий газ, горючий, не имеет запаха. Образовался из остатков растений и животных, которые когда-то жили на планете.

    Нефтепровод

    магистраль из труб, по которой транспортируют нефть.

    Нефтеналивной танкер

    особое морское судно для перевозки нефти.

    Танкер-газовоз

    судно для перевозки газа в сжиженном состоянии.

    Группа «Практик»Задание: подготовить сообщение о том, как добывают полезные ископаемые и транспортируют, назвать область применения.

     

    добыча

    транспортировка

    применение

    Нефть

    для добычи нефти строят буровые вышки и бурят глубокие скважины.

    В разные регионы России и в другие страны нефть поступает по нефтепроводам; перевозят по железной дороге и по морю в нефтеналивных танкерах.

    Из нефти получают различные виды топлива, смазочные масла, пластмассы, волокна для изготовления тканей.

    Природный газ

    как и нефть, добывают из недр с помощью скважин.

    Транспортируют по газопроводам на тысячи километров, в сжиженном виде перевозят на танкерах-газовозах.

    Используют как топливо, для получения пластмасс, волокон и других ценных материалов.

    Группа «Эксперт»Задание: выявить положительное и отрицательное в добыче полезных ископаемых – нефти и природном газе.

     

    Положительное

     

    Отрицательное

     

    Нефть

    Природный газ

    Благодаря нефти и природному газу работают предприятия, ездят машины, пользуемся пластмассой.

    Наносится вред окружающей среде, гибнут животные, птииы, растительный мир.

    Советы по использованию полезных ископаемых

    Любые полезные ископаемые нужно использовать бережно, газ нужно экономить, не оставлять гореть впустую газовую горелку.

    Группа «Вопрос»Задание: сформулировать вопросы к тексту (к каждому абзацу).

    1.  Что такое нефть и как она образовалась?
    2.  Что получают из нефти?
    3.  Как добывают нефть?
    4.  Как транспортируется нефть?
    5.  Как нужно использовать нефть?
    6.  Что такое природный газ, как его используют?
    7.  Как добывают и транспортируют природный газ?
    8.  Как нужно использовать природный газ?

    Приложение 3.

    Оценочный лист.

    Критерии.

    +

    -

    Умею работать в паре – заполнять таблицу.

     

     

    Знаю основные месторождения полезных ископаемых.

     

     

    Получил сведения о нефти и природном газе.

     

     

    Умею работать в группе.

     

     

    Умею отмечать на карте условными знаками месторождения полезных ископаемых.

     

     

    Всего баллов:

     

     

    5  баллов  –  У меня всё получилось, я уверен.3 – 4 балла  - У  меня были ошибки, но я все понял и успешно исправил.1 – 2 балла – У меня не всё получается, мне нужна помощь. 

    Категория: Учителям | Добавил: nalapkina86
    Просмотров: 1758 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar