Пятница, 25.05.2018, 13:38
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Учителям [29]
Родителям [8]
Ученикам [21]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • СОШ №6 г. Югорска
  • УО администрации г. Югорска
  • ДЮЦ "Прометей"
  • ЦБС г.Югорска
  • Музей-заповедник "Малая Сосьва"
  • Библиотека 
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » Учителям

    Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе «Мудрый выбор. Принятие христианства на Руси»
    29.09.2015, 03:25

    Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Перспектива»

    Тип урока: урок усвоения нового материала

    Тема: «Мудрый выбор. Принятие христианства на Руси»

    Цель: создание условий для формирования представлений о Крещении Руси и роли этого события для  государства.

    Задачи:

    1. Формировать умение извлекать информацию из текста с точки зрения определенной позиции;
    2. Формировать знания об историческом событии – Крещении Руси;
    3. Совершенствовать умение заполнять таблицу сравнения двух религий;
    4. Формировать временные представления;
    5. Воспитывать  ценностное отношение к полученным знаниям об истории государства;
    6. Воспитывать  интерес  к истории государства;
    7. Воспитывать патриотическую гордость, уважение к родной истории, ее изучению;
    8. Формировать умение оценивать свою деятельность в учебном процессе;
    9. Развивать логические операции;
    10. Развивать критическое мышление.

    Форма работы: фронтальная, индивидуальная,  в группах.

    Материально-техническое обеспечение:

    1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Часть 2. – М.: Просвещение, 2014.
    2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2. – М.: Просвещение, 2014.
    3. Презентация к уроку «Мудрый выбор».

    Интерактивная доска, проектор, компьютер

    Планируемые результаты:

    Предметные результаты:

    • Знать общепринятые сведения об историческом событии – принятии христианства на Руси;
    • Понимать важность деяний правителей Древней Руси, направленных на установление христианства в государстве, для развития его культуры и государственности;
    • Обозначать на схеме «Река времени» век (дату) Крещения Руси;
    • Характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира;
    • Приводить примеры проявления духовно-нравственных ориентиров христианства в жизни современного общества.

    Метапредметные результаты:

    • Выявлять особенности архитектурных сооружений, расположенных в разных государствах;
    • Рассказывать о роли правителей  в истории и культуре Древней Руси;
    • Обсуждать проблему выбора, решение которой ведет к важным последствиям в  истории целого государства, человеческого общества;
    • Составлять схему родственных отношений правителей Древней Руси;
    • Ставить перед собой цель и задачи учебного занятия;
    • Оценивать правильность выполнения учебного задания;
    • Уметь работать с различными источниками информации, делать выводы;
    • Получать информацию в результате смыслового и позиционного чтения текста;
    • Работать в группе по решению общих учебных задач;
    • Сравнивать объекты с целью получения информации;
    • Формулировать вопросы к тексту;
    • Выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;
    • Оценивать свою деятельность на уроке, деятельность сверстников, результативность учебной деятельности;
    • Учитывать разные мнения  в рамках учебного диалога.

    Личностные результаты:

    • Быть готовым  к самообразованию и саморазвитию;
    • Использовать навыки коммуникативной компетенции;
    • Осознавать значение славянской письменности в истории и культуре России;
    • Понимать важность преемственности в государственных поступках для истории государства и жизни общества;
    • Понимать историко-культурную значимость для России принятия христианства в древний период ее истории;
    • Быть патриотами своей страны.

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Методы и приемы обучения. Форма работы.

    1.Самоопределение к деятельности

    Цель:мотивирование к учебной деятельности, организация внимания.

    - Здравствуйте, ребята, а  вы любите секреты?

    - Разгадайте, в чем секрет успешного ученика.

     

    - Какими вы  будете на сегодняшнем уроке?

    - Спасибо за настрой, начнем урок.

    Приветствуют учителя.

    Выбирают качества успешного ученика из предложенных.

     - Успешный ученик: Любознательный, Трудолюбивый, Ответственный, Активный, Воспитанный, Старательный, Уверенный, Коммуникабельный, Дисциплинированный.

    - Принимают качества ученика.

    Метод мотивации учебной деятельности.

    Эмоциональный настрой на урок.

    Опрос.

    Фронтальная.

    2.Актуализация знаний.

    Цель:закрепле-

    ние, уточне-

    ние и систематизация имеющих-

    ся знаний.

     

    - Успешный ученик – знающий человек. Предлагаю повторить изученный материал, чтобы чувствовать себя уверенно. Разгадав кроссворд, мы узнаем слово, которое прямым образом соотносится с темой урока.

    1. Наука  о прошлом.
    2. Древнегреческий историк, путешественник. «Отец истории».
    3. «Отец российской истории», монах Киево-Печерского монастыря.
    4. Город, столица Древнерусского государства.
    5. Один из братьев – полян, основоположники городка Киева.
    6. Народное собрание, на котором решались сообща важные дела.
    7. В 862 г. был приглашен судить и управлять «по правде» русскими землями.
    8. Главная книга христиан. Перевод названия с греческого – благая весть.

    - Какие ассоциации возникают у вас при произнесении слова Крещение?

    Разгадывают кроссворд:

     

     

     

     

    1. История
    2. Геродот
    3. Нестор
    4. Киев
    5. Щек
    6. Вече
    7. Рюрик
    8. Евангелие

     

     

     

    Ключевое слово – Крещение.

     

     

    - ответы детей.

    Словесный метод.

    Беседа.

    Кроссворд.

    Ассоциации.

     

    Фронтальная.

    3. Этап подготов-

    ки к усвоению нового материала.

     

    Цель: подготовка к усвоению новой темы.

    Итак, определите тему урока.

    - Верно, тема нашего урока – Принятие Русью Христианства.

    - Что вы знаете об этом событии?

    - Оцените имеющиеся знания по 10-бальной шкале: хлопните в ладоши, когда услышите цифру, которая, по вашему мнению, соответствует уровню вашего знания.

    - Много хлопков было в начале шкалы означает, что есть проблема: нехватка знаний по теме. Предлагаю заняться её решением. Согласны?

    - Наметим путь следования, ведь деятельность ученика должная быть спланирована на любом уроке, чтобы принести результат.

    - Работаем с дорожной картой урока. Ответьте на вопросы, чтобы понимать, зачем и как действовать для решения проблемы нехватки знаний.

    1. Что хотим? (цель урока)
    1. Что надо?  (результат деятельности)
    1. Что знаем/умеем? (коррекция знаний,умений)
    1. Чему необходимо научиться?(оценивание, контроль)

    5.   Что ценного было для вас на уроке?(оценка, саморегуляция)

    - Определить ценность урока вы сможете в конце урока.

    - Итак, определим цель и задачи урока.

    - Как достигнем поставленной цели?

     

    Читают тему, написанную задом наперед.

    «Принятие Христианства на Руси».

     

     

    Оценивают свои знания – хлопают в ладоши.

     

     

    Осмысливают проблему, оценивают уровень своих знаний.

     

    Цель: получить  знания о принятии Русью христианства.

     

    Задачи:

    1. Получить знания по теме урока;
    2. Совершенствовать умение анализировать источники информации;
    3. Совершенствовать универсальные учебные действия.

    - Чтобы добиться результата – будем добывать знания из текста учебника, делать выводы.

    Проблемно-поисковый.

     

    Шкалирование.

    Самооценка.

    Дорожная карта урока.

     

     

    Фронтальная.

     

    4. Этап

    усвоения новых знаний.

     

    Цель:принятие  нового знания, примене

    ние его для решения учебной задачи.

    - Откройте ваш учебник на странице 20. Как назван параграф?

    - Задайте два вопроса к названию темы.

    - Правильно, Почему был сделан выбор, и почему мы, потомки,  считаем его мудрым?

    - Итак, самое время отправиться по намеченному вами пути в историю государства Российского.

    Наши далекие предки – язычники, т.к. верят и поклоняются разным богам, которых много, Своим богам часто преподносят жертвы, чтобы задобрить их.

    Перед нами время правления князя Владимира; Владимира Красное солнышко, но назовет его народ русский так много позже. Почему? Ответим на этот вопрос в конце урока.

    - Итак, прочтите первое предложение материала учебника и скажите, в каком настроении мы застали великого князя?

    - Верно, государство совсем не такое как хотелось бы князю. Почему? В чем причина? Предлагаю посмотреть отрывок мультипликационного фильма и  самим сделать вывод.

    - О чем задумался князь в последней сцене, как вы думаете? О чем он мечтает и что получает на самом деле?

     Верно, мы видим людей агрессивных, настроенных враждебно друг к другу.

     – Почему?

     

    Поиграем в «Колечки». (Игра до 3 человек)

     

    - Заполним таблицу сравнения религий. Начнем с язычества. Работать будете в группе по три человека. Определите посыльного, шпиона, смотрителя орфографии.

    Итак, сверим ваш результат с таблицей на доске.

     

    язычество

     

    Сколько богов

    много

     

    Главный ритуал

    жертвоприношение

     

    Чему поклонялись

    идолам

     

    Значение религии для государства

    междоусобицы

     

     

    - Сделаем вывод. Почему князь Владимир принял решение о Крещении Руси? Для чего правитель решил отказаться от языческих богов и принять христианскую веру для себя и своего народа?

    - Работая слаженно и целенаправленно, вы смогли сделать правильный  вывод, ответили на свой первый вопрос. Верно?

    Поиграем в «Колечки» (Игра до 5 человек).

    - Пришло время отвечать на второй ваш вопрос – Почему этот выбор был мудрым?

    - Предлагаю ответить на него после анализа текста учебника на стр.20-21.

    - Работать будем в группах – их будет 4. Группы: «Теоретики», «Схема», «Эксперт», «Вопрос».

    - Проверим ваше умение слушать друг друга, договариваться, принимать решение.

    - Итак, первое задание: Сколько букв в непонятном слове?

    - Что за слова вы зашифровали? Давайте выясним их значение.

     

    - Вижу, что вы умеете работать слаженно, нацелены на результат. Выполните задания для групп, приготовьтесь защищать позицию своей группы.

     

    -Итак, первыми приглашаем «Теоретиков».

    - Как князь Владимир совершил выбор религии?

    - Как послы отзывались о богослужении в Греческой земле?

    - 988 год – это…

    - Крестьянами стали называть…

    - Евангелие – это…

    - Обычай строить храмы возник…

     

     

    - Что общего вы видите в соборах? В чем разница? Стр.21 учебника.

     

    - Группа «Схема» покажет родословные связи Владимира, ведь не только он внес вклад в становление Христианства на Руси.

     

    - Почему выделены имена трех правителей? Как вы думаете?

     

    Группа «Эксперт» раскроет значимость православного Христианства для Руси.

     

    Группа «Вопрос» проверит знания по теме у вас, продемонстрируют свои познания. А вы, ребята, отвечайте на вопросы, ведь вы – успешные ученики.

     

     

    - Вопрос по карте Древней Руси.  Обряд крещения Руси проходил в реке. На какой реке была крещена Русь? Подумайте.

     

    - Итак, группы, спасибо за продуктивную работу. Пришло время завершить сравнение двух религий – язычества и Христианства. Заполните таблицу самостоятельно. Сверьте с образцом.

     

    - Скажите, ответили вы на второй вопрос? Почему выбор оказался мудрым?

    Цель этапа – узнать, как Русь приняла христианство – достигнута.

     

     

    - Мудрый выбор.

    - Каким был выбор? Почему этот выбор назван мудрым?

     

    Из текста учебника:

    - Великий киевский князь Владимир, правнук Рюрика, мечтал видеть своё государство единым, сильным, независимым.

    - Государство было слабым, разобщенным.

    Смотрят мультфильм.

     

     

     

    - Он думает о том, почему его попытки объединить народ не приводят к успеху, как сделать так, чтобы государство стало единым, а значит – сильным.

     

    -  Из-за того, что люди верят в разных богов. В государстве – междоусобицы, раздоры. Религия – жестокая.

     

    Работают в группе, заполняют первый столбик, сверяются с одноклассниками.

     

     

    Проверяют результат с образцом на доске. Дополняют по необходимости.

     

     

    - Чтобы объединить племена единой верой, в целях укрепления государства. Вывод: необходима единая вера.

     

     

     

     

     

    Рассаживаются для работы в группах.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Выполняют задание: найти в каждом абзаце непонятное слово, написать на доске, сколько в нем букв.

    - Работают над выяснением значений непонятных слов.

    - Работают в группах.

     

     

     

     

    Группа «Теоретики» защищает свою позицию.

    - Чтобы выбрать религию Владимир отправил послов разные земли, а потом слушал их рассказы. Особенно поразила послов служба в греческой земле. 988 год – год Крещения Руси. Крестьянами стали называть людей, принявших христианство. Евангелие – главная книга христиан. В память о великих событиях на Руси со времен Ярослава Мудрого строят храмы, соборы.

    Ответы детей, работа с иллюстрациями.

     

     

    У Рюрика был сын Игорь,  у которого родился сын Владимир, его матерью стала княгиня Ольга. Святослав – сын Владимира, Ярослав Мудрый – внук Владимира Красное Солнышко.

    - Они внесли больший вклад в становление христианства на Руси. Ольга была крещена в Константинополе, приняла христианство, Владимир – крестил Русь, Ярослав – продолжил дело своего деда Владимира.

    «Эксперты»:

    - Христианство дало возможность осуществить:

    1. Объединение разрозненных племен.
    2. Появление письменности, книг.
    3. Принятие христианских идей Добра, Красоты, Правды.
    4. Древняя Русь встала вровень с соседними странами.

    «Вопрос»:

    Почему  Владимир решил крестить Русь?

    Кто  принял участие в становлении христианства на Руси?

    Куда  отправил князь своих послов?

    Где  крестился сам Владимир и народ Руси?

    Каким образом  христианство повлияло на культуру Руси?

    Как вы думаете,был ли выбор князя Владимира Мудрым?

    Работа с картой Киевской Руси.

    - Крещен народ был в Днепре.

     

     

    Заполняют таблицу – второй столбик. Сверяют с образцом на доске.

     

     

     

    - Потому что принятие Русью Христианства принесло много пользы для государства и народа.

     

    Рассказ.

    Иллюстративный.

    Поисковый.

     

    Работа с картой.

    Позиционное чтение.

    Заполнение таблицы.

    Самопроверка.

     

    Фронтальная.

    Групповая.

    Индивидуальная.

     

    5.Этап

    закрепления новых знаний.

     

    Цель: закрепление знаний и УУД, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу

    - Знания получены, нужно их хорошенько закрепить – поиграем?

    - Найдите ошибки в тексте и исправьте их.

     

    Древняя Русь стала православной в 10 веке. Крещение Руси происходило по выбору новгородского(киевского) князя Игоря(Владимира).

                Великий князь понимал необходимость объединения племен, хотел быть правителем сильного государства. Он  послушал совета княгини Ольги(послал послов в разные страны) и решил принять православное христианство. Русь была крещена в Днепре.

                Прежде разрозненное и потому слабое государство получило возможность просветить свой народ, стать равным другим народам, жить по заповедям Добра, Красоты, Правды.

                В память о великих событиях на Руси принято строить храмы.

     

    Частично – поисковый.

    Найди ошибку.

     

    Фронтальная.

    6.Рефлексия.

     

    Цель:подведениеитогов,формирование оценочной деятельности учащихся.

    -Итак, мы повторили, все, что узнали нового. Самое время подводить итоги – это цель следующего этапа.

    - Составим синквейн.

     

     

     

     

     

    - В начале урока мы упоминали о том, народ назвал своего князя – Владимир Красно Солнышко. Как вы думаете, почему? Сбылась ли мечта князя?

    - И еще раз, возвращаясь к началу урока – определите, пожалуйста, в чем ценность вашей работы.

    - Проведем еще раз оценку уровня своих знаний.

    - Осталось оценить собственную работу, сделать вывод – насколько вы успешный ученик? Выскажитесь по желанию.

    - Если вы 5 раз отметили «да», вы успешный ученик, 4 раза – у вас все хорошо, вы умеете работать над собой, 3 раза – сегодня что-то не получилось, сделаем выводы и отправимся дальше.

     

     

     

     

    Крещение.

    Светлое. Радостное.

    Примиряет. Объединяет. Прославляет.

    Имеет большое значение для государства.

    Мудрость.

    - Мечта правителя сбылась, народ в благодарность называл его впоследствии Красное Солнышко.

    Высказываются о ценности полученных знаний.

     

    Оценивают уровень своих знаний по теме урока.

     

     

     

    Синквейн.

    Беседа.

    Шкалирование.

    Анкетирование.

    7.Этап информирования о д/з

     

    - Помочь подкорректировать пробелы, недочеты – цель последнего этапа урока – обсуждение домашнего задания. Оно состоит из двух частей: обязательной и вариативной, по желанию. Работа с текстом – составление вопросов - позволит систематизировать полученные знания. Задания рабочей тетради покажут, насколько прочно вы усвоили материал по теме урока. Подготовка сообщения или написание сочинения выведут вас на более высокий уровень.

    Спасибо за урок.

    Слушают, делают запись в дневник.

     

    Приложение1.Самооценка деятельности.

    Я умею планировать свою деятельность на уроке.

    да

    нет

    Я понимаю ценность приобретенных знаний.

    да

    нет

    Я активно работал(ла)  в группе.

    да

    нет

    Я усвоил(а) тему урока.

    да

    нет

    Я готов(а) ответить на вопросы по теме урока.

    да

    нет

    Приложение 2.Таблица сравнения религий

     

    Язычество

    Христианство

    Сколько богов

     

     

    Главный ритуал

     

     

     Чему поклонялись

     

     

    Значение религии для государства.

     

     

    Приложение 3.Группа «Теоретики».

    Задание: ответить на вопросы по содержанию текста, работа с понятиями текста учебника на стр. 20-21.

    1. Каким образом князь Владимир совершил выбор религии?__________________________________________________________
    2. Как отозвались послы о греческом богослужении?________________________________________________________
    3. 988 г. – это ______________________________________________________________________
    4. Крестьяне - ______________________________________________________________________
    5. Евангелие - ______________________________________________________________________

    Обычай строить храмы ___________________________________________________________________

    Группа  «Эксперты».

     Задание: выявить положительные и отрицательные(если есть)  последствия принятия Христианства на Руси. стр. 20-21.

    1. _______________________________________________________________________
    2. _______________________________________________________________________ 
    3. _______________________________________________________________________
    4. _______________________________________________________________________

    Группа «Вопрос».

    Задание: сформулировать  вопросы для  одноклассников по тексту учебника стр. 20-21.

    1. Почему ____________________________________________________________________
    2. Кто_________________________________________________________________
    3. Куда ______________________________________________________________
    4. Где ________________________________________________________________
    5. Каким образом _____________________________________________________
    6. Как вы думаете_____________________________________________________

    Группа «Схема». Задание: составить родословную схему правителей Древней Руси, пользуясь материалом учебника на стр. 20-22.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Категория: Учителям | Добавил: nalapkina86
    Просмотров: 2390 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    avatar