Суббота, 24.02.2018, 22:56
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Учителям [29]
Родителям [8]
Ученикам [21]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • СОШ №6 г. Югорска
  • УО администрации г. Югорска
  • ДЮЦ "Прометей"
  • ЦБС г.Югорска
  • Музей-заповедник "Малая Сосьва"
  • Библиотека 
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » Учителям

    Модель позиционного чтения как средство формирования метапредметных УУД
    10.10.2015, 16:11

    Модель позиционного обучения как средство формирования метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе.

    В практике работы каждого учителя значительное место занимают тексты  разных видов. Несомненную трудность представляет придание  работе с текстом личностно-ориентированного, субъектного характера. Одним из возможных решений этой проблемы является «активное чтение», чтение под определенным углом зрения, «позиционное чтение» - термины, раскрывающие суть технологии позиционного обучения.

    Идея позиционного подхода основана на принципе субъективности в обучении, когда каждый учащийся является субъектом образовательного процесса. Один из основателей позиционной модели обучения, доктор психологических наук, профессор Николай Евгеньевич Веракса с коллегами в 1990-х годах начинает использовать позиционную модель обучения  для работы с текстами в вузах. Эта  технология была создана для работы со студентами, следовательно, для применения ее учителем начальной школы необходима некоторая корректировка.

    Данная технология обладает всеми признаками системы.

    Предполагает возможность   целеполагания, планирования, коррекции результатов, оценки – основных регулятивных универсальных учебных действий.

    Познавательная  деятельность расположена  как бы в трёх слоях. Первый  - нормативный,   связанный с усвоением норм и правил соответствующей деятельности, с получением  информации. Второй - диалектический, связанный  с ответом на вопрос, как преобразовать информацию. Третий – символический,  связанный  со способностями к выражению своего отношения к миру.  

    В технологии позиционного обучения можно выделить следующие группы задач:

    - познавательные -  осознание содержания текста;

    - коммуникативные - формирование умений работы в данной группе, выстраивать взаимодействие за ее пределами с другими позициями;

    - социальные – формирование гражданских качеств, необходимых для адекватной социализации индивида в сообществе. 

    Уроки, построенные в модели позиционного обучения, формируют:

    -умения поиска, отбора необходимой информации;

    - умения работать в группе;

    - умения графически оформить текстовый материал;

    - умения творчески интерпретировать имеющуюся информацию;

    - умения ранжировать информацию по степени новизны и значимости.

    Работа в группе предполагает осуществление двух функций, необходимых для успешной деятельности: решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих); оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

    Педагогическая технология позиционного обучения, как говорилось ранее, может быть названа «активным чтением» и состоит из следующих этапов:

    - подготовительный - подготовка педагогом материала, разработка заданий для групп учащихся,  подготовка к управлению групповой дискуссией;

    - организационный - деление учащихся на группы, распределение позиционных ролей;

    - позиционное чтение - группа изучает текст с точки зрения своей позиционной роли и разрабатывает содержание и способы  демонстрации своей позиции;

    - презентация группой  и «защита» своей позиции, ответы на вопросы одноклассников и педагога.

    На каждом из этапов работа ведется с точки зрения одной из позиций. Следует отметить, что в высшей школе таких позиций достаточно много, список их варьируется в зависимости от материала, степени подготовленности аудитории, задач, стоящих перед педагогом и т.д. Позиции могут быть такими: «понятие», «схема», «тезис», «критик», «апологет», «символ», «театр», «рефлексия», «поэты», «эксперт», «вопрос», «практика», «ассоциация», «позитив», «негатив», «экспериментатор», «семья», «оппозиция», «реалист», «пессимист», «оптимист», «защитник» и т.п.  Опыт нашей работы показывает, что в начальной школе оптимальным является список из 4-6 позиций, в зависимости от целей и содержания урока.

    К ожидаемым результатами позиционного обучения относится: овладение учениками   навыками эффективной работы с текстом, формирование навыков рефлексии, развитие творческих способностей, совершенствование навыков коммуникации, что позволяет сделать процесс обучения принципиально иным.

    Уроки с использованием технологии позиционного обучения становятся запоминающимися, интересными и для учеников, и для учителя, поскольку ученики создают актуальную творческую разработку, а учитель организует эффективное усвоение учебного материала. 

    Категория: Учителям | Добавил: nalapkina86
    Просмотров: 168 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar